ДДТ
Однажды летом 1980 года Юрий Шевчук, дипломированный художник и поэт-самоучка, встретил четырех молодых людей… Так и началась группа «ДДТ», ставшая кошмаром для КГБ, «партейцев» и иже с ними, но в то же время ставшая одной из самых популярных групп в истории как советского, так и российского рока. По одной из версий название группы, несмотря на свою ядовитость, первоначально было весьма безобидно и расшифровывалось как «Дом детского творчества» — первое пристанище коллектива. Первыми музыкантами группы были Рустам Асанбаев, Геннадий Родин, Владимир Сигачев и Рустам Каримов. В дальнейшем группа не раз меняла состав, места проживания и отношения с «верхами», но ее гражданская позиция всегда оставалась неизменной. Как говорит сам Юрий Шевчук, группа никогда не была политической, но всегда оставалась верна своему гражданскому долгу.
До 1982 года группа тихо существовала в Уфе, за неимением средств записи не производились. И так бы оно и продолжалось, если бы однажды весной 1982 года Геннадий Родин не принес вырезку из «Комсомольской правды» с упоминанием о проводившемся конкурсе «Золотой камертон». В течение последующих трех дней в страшной спешке на местной телестудии была подготовлена демонстрационная кассета. По ходу дела группа также записывает свой первый альбом «Свинья на радуге». К великому удивлению самих музыкантов, они получили главный приз на «Золотом камертоне» за песню «Не стреляй!». Это, к сожалению, на их судьбу не оказало никакого влияния. Месяцем позже группа дала первый концерт на публике в Уфимском нефтяном институте, где партийные лидеры остались в шоке от того, что они услышали и увидели. После этого популярность «ДДТ» стала расти прямо пропорционально неприязни, росшей к ним в органах. Альбом группы был объявлен запрещенным, а группа была вынуждена уйти в подполье.
Во время участия в конкурсе «Золотой камертон» Шевчук познакомился с другой молодой командой — «Рок-сентябрь», работавшей в том же направлении. Следующий альбом был записан совместно с этой группой в Череповце и назывался «Компромисс».
В мае 1983 года в рамках фестиваля «Рок за мир» группа «ДДТ» выступила на главной площадке страны — стадионе «Лужники». Программа транслировалась по ТВ, но выступление группы было вырезано из программы. На следующий год был выпущен их первый «классический» альбом «Периферия». После выпуска альбома группа была заклеймена в прессе как агент Ватикана, как кучка бездельников и так далее. Последствий было несколько: резко возросшая популярность группы в народе вкупе с резко возросшей неприязнью со стороны соответствующих органов. Лишенный возможности работать и просто существовать, Шевчук был вынужден покинуть Уфу. Следующий год он провел в Свердловске, играя в местной группе «Урфин Джюс», а в 1985 году переехал в Москву. В марте того же года Шевчук дал свой первый концерт в Ленинграде. В тяжелейших условиях, на частной квартире вместе с Сергеем Рыженко был записан акустический альбом «Москва. Жара». В том же году те же плюс Сигачев, Сергей Летов, Нияз Абдюшев и Сергей Рудой записали еще один альбом — «Время».
Осенью 1985 года после серии прослушиваний Шевчук собрал новый костяк «ДДТ». В состав обновленной группы вошли Андрей Васильев (гитара, вокал), Вадим Курылев (бас, флейта, вокал) и Игорь Доценко (ударные). В апреле 1987 года к ним присоединился гитарист и скрипач Никита Зайцев. Весной того же года группа представила новую программу на V Ленинградском рок-фестивале, которая сделала «ДДТ» популярной. Позднее группа обрела клавишника «Зоопарка» Андрея Муратова и в этом составе приняла участие в рок-фестивалях в ряде подмосковных городов. В сентябре 1988 в группу пришел саксофонист Михаил Чернов, знаменитость общесоюзного масштаба, игравший с самыми разными группами и на самых разных площадках страны, от домов культуры до концертных залов.
А летом 1988 года группа выступила на VI Ленинградском рок-фестивале и поехала в свой первый концертный тур по стране. Позднее на «Мелодии» была записана первая официально одобренная программа «Я получил эту роль», а песня, давшая название альбому, на долгое время стала гимном советского рок-движения. Здесь нужно сказать, что пластинка, выпущенная фирмой «Мелодия», разошлась тиражом около полутора миллионов экземпляров, а группа за это получила около 15 долларов. Возможно, это и подвигло группу на первый их выезд за границу. Группа выехала в США, а их пребывание в Лос-Анджелесе освещалось MTV.
Последующие два года группа вела активную концертную жизнь, разъезжая с концертами по всей стране, но с 1991 года, после записи альбома «Актриса весна», группа поменяла стратегию, концертам предпочитая тщательно подготовленные программы. К счастью, группа до сих пор следует этому правилу, предлагая любителям русского рока прекрасные программы, такие как «Черный пес Петербург» и «От & до». «ДДТ» стала одной из первых российских групп, взявшая под контроль выпуск своей продукции. Долгое время выпуском всей продукции «ДДТ» занималось ТОО «Театр ДДТ» — структура, созданная для охраны авторских прав на продукцию. Кроме того, при помощи «Театра ДДТ» организовывались концерты, фестивали, записывались и выпускались альбомы таких ныне уже известных групп, как «КС», «Чуфелла Марзуфелла», «Зимовье зверей».
В начале-середине 90-х «ДДТ» — одна из самых популярных российских рок-групп. В мае 1993 года 120 тысяч человек пришло на их концерт на Дворцовой площади Санкт-Петербурга. В 1993 году группа была названа лучшей рок-группой года, а сам Шевчук — лучшим рок-музыкантом года. В 1995 году Шевчук посетил районы боевых действий в Чечне, где дал несколько концертов, как для российских воинов, так и для чеченцев. В этом же году на юбилейный концерт, посвященный 15-летию группы, на стадионе «Петровский» группе удалось собрать такое количество зрителей, какое доселе не удавалось ни одной российской группе.
1996 год выдался очень тяжелым. В Америке был записан новый альбом «Любовь», группа дала серию концертов в различных городах России, после чего в декабре было объявлено о закрытии программы «От & до». Сам Шевчук уединился где-то под Питером, думая о новой программе.
В результате раздумий началась работа над новой программой, ныне известной как «Мир номер ноль», и был выпущен своего рода промежуточный альбом «Рожденный в СССР», в основу которого легли живые записи концертов программы «Это все…» в Минске и выступления в Чечне. Кроме того, 1997 год ознаменовался грандиозным рок-фестивалем, прошедшим в Санкт-Петербурге в начале лета, на котором было представлено большое количество молодых музыкантов, замеченных во время гастролей «ДДТ» по стране. В довершение всего был выпущен компакт-диск с записями этих самых молодых музыкантов.
Новая программа, начавшаяся концертами в ближнем зарубежье в 1998 году, оказалась очень дерзкой и неожиданной. Как сказал сам Юрий Шевчук в интервью газете «АиФ» (№ 4, 1999 г.): «Если бы не родилась эта программа, „ДДТ“ бы уже не существовала. Мы подошли к тому, что надо расходиться. Нам было скучно играть „Последнюю осень“». Также во время работы над программой группа впервые за многие годы изменила состав. Ушел гитарист А. Васильев и появился новый басист П. Борисов.
1999 год был богат концертами: в сентябре группа приняла участие в акции «Нашего Радио» против терроризма «Все в наших руках», в концерте памяти Георгия Ордановского «Россияне навсегда», в октябре состоялись гастроли в США, а Real Records и «Наше радио» выпустили сборник «Мир в наших руках» с записями (в том числе ДДТ), сделанными во время концерта «Все в наших руках».
В ноябре этого же года вышла книга стихов Юрия Шевчука «Защитники Трои» тиражом 3000 экземпляров, а Real Records выпустила сборник «Просвистела» группы. В ноябре же группа участвовала в благотворительной акции «Дом на горе», проводимой в Питере, в ДК им. Ленсовета, где впервые выступил новый музыкант — Иван Васильев (труба).
1 декабря 1999 года ДДТ приняли участие в концерте «Вспомним их сегодня всех до одного…» памяти погибших в Чечне и Таджикистане. Концерт состоялся в Москве, в Московском Дворце Молодежи.
В январе 2000 года группа рассталась со своим директором Максимом Ланде. Функции директора были возложены на администратора команды Вячеслава Евдокимова
19 февраля 2000 года — официальный выход нового альбома «Метель Августа» на Grand Records.
В первой половине 2002 года у группы состоялся большой гастрольный тур: Москва, Хельсинки, Южно-Сахалинск, Владивосток, Хабаровск, Иркутск, Новосибирск, Томск, Барнаул, Омск, Курган, Тюмень — вот неполный список городов, посещенных группой. А в июле группа посетила города Пермь, Набережные Челны, Череповец и Питер.
23 августа 2000 года — траурный день для ребят. Умирает Никита «Зольцманн» Зайцев (скрипка, альт, гитара). Никита — известнейший и, наверное, один из лучших скрипачей на российской рок-сцене. Также замечательный гитарист. Начинал в рядах легендарной питерской группы 70-x «Санкт-Петербург», позже играл в группах «Большой железный колокол», «Цветы», «Неприкосновенный запас», «Гольфстрим». В ДДТ дебютировал в январе-феврале 1987 года в городе Мегион. Долгое время был лидер-гитаристом группы. Последнее время был занят реализацией собственного проекта
18 октября этого же года вручена традиционная Царскосельская премия, лауреатом которой стал и Юрий Шевчук -- за книгу «Защитники Трои». А 1 и 4 ноября прошли юбилейные концерты группы в Питере и Москве. На концерте в Питере выступали также музыканты старых составов группы: Андрей «Мурз» Муратов на клавишах, Рустем Асамбаев на гитаре, Нияз Абдюшев на басу. В Москве их было уже больше — к Асамбаеву и Абдюшеву добавились Сергей «Рыжий» Рыженко (скрипка), Сергей Рудой (барабаны), Сергей Летов (саксофон), Вадим Сенчилло (клавишные). Были замечательные свет и звук, несколько экранов, две сцены. Выступал также и Череповецкий театр народного танца, поставивший, как известно, рок-балет на музыку ДДТ. Группе подпевали ребята и девчата из Центра Стаса Намина. Концерты длились примерно по 3 часа 40 минут!
В ноябре Юрий Шевчук дает несколько сольных концертов в США, а в декабре группа гастролирует в Воронеже, Рязани, Москве, Калуге, Днепропетровске, Киеве и Уфе.
Новый, 2001 год начинается с плотного гастрольного графика: Питер, Подольск, Иваново, Ярославль, Владимир, Тула, Брянск, Курск, Белгород, Запорожье, Ростов-на-Дону, Краснодар, Москва — столько городов ДДТ объездило в феврале, марте и апреле. В апреле и мае группа дала концерты в Москве, Питере, Череповце, Смоленске, Израиле, Одессе, Уфе, Калининграда, Риге, Днепропетровск, Севастополь. А за летние месяцы группа побывала в Израиле, Одессе, Кишиневе, Липецке, Питере, Петрозаводске, Днепропетровске, Каховке, Севастополе. Завершена летняя программа выступлением на фестивале «Нашествие» 5 августа, после чего ДДТ взяли заслуженный творческий отпуск.
Осенью началась работа над новым альбомом группы.
В ноябре же гастрольные туры возобновлены: Нижний Новгород, Казань, Ижевск, Пермь, Екатеринбург, Челябинск, Уфа, Самара, Тольятти, Саратов, Волгоград, Астрахань.
В декабре группа посетила Штаты и дала ряд концертов: Монреаль, Оттава, Торонто, Чикаго, Сан-Франциско.
19 января 2002 года группа дает концерт в Цюрихе (Швейцария).
В марте 2002 года состоялась телепремьера кинофильма «Азазель» по одноименному роману Бориса Акунина. Группа участвовала в записи саундтрека к фильму, исполнив романс «Гори, гори, моя звезда», наряду с Борисом Гребенщиковым, «ЧайФом» и другими российскими музыкантами.
В марте же Юрий Шевчук снялся в художественном фильме «Вовочка».
В октябре группа записывает саундтрек из 9 песен к фильму «Ледниковый период». В саундтрек вошли 8 старых песен в новых аранжировках и одна новая песня — «Осенняя», клип на которую был снят режиссером Василеем Бледновым.
25 октября в Москве в «булгаковской квартире» состоялась пресс-конференция группы, посвященная выходу нового альбома. Первая же новость, которую сообщил Юрий Шевчук, оказалась безрадостной: после 16 лет совместной плодотворной работы группу покинул гитарист Вадим Курылев.
27 ноября — вышел новый альбом группы «ДДТ» «Единочество. Часть 1». Юрий Шевчук вспоминает о процессе записи: «Это была наша самая долгая работа над пластинкой. 8 месяцев ежедневного труда, почти без выходных… Мы очень старались, чтобы этот альбом был непохож на старые, и не хотели клонировать старые песни, отойти от клише последнего времени… «Единочество» - это - книжка, а не набор песен, это какие-то монологи, может быть диалоги. В «Единочестве» достаточно сложный саунд — от шансона и живых гитарных аккордов до самого последнего веяния электроники. Странный альбом, вам надо его послушать — он очень поэтичен, такой размышленческий, есть какая-то доля крика, есть много шепота, он отличается от всех альбомов, которые были».
27 мая 2003 года, ровно через полгода после выхода первой части альбома «Единочество» группы «ДДТ», вышла вторая часть. Запись альбома «Единочество. Часть 2» проходила с января 2002 года в Санкт-Петербурге на студии «ДДТ». Юрий Шевчук сказал, что хотел бы посвятить вторую часть «Единочества» трехсотлетию любимого города — северной столицы, чтобы все, кто приедут в конце мая на берега Невы, смогли услышать новые песни «ДДТ» в том пространственном антураже, в котором они были написаны. Во время записи альбома место гитариста Вадима Курылева занял Алексей Федичев.
В апреле 2005 года группа «ДДТ» представили в Москве свой новый альбом «Пропавший без вести». Пластинка, по словам авторов, «пронизанная духом патриотизма», была представлена прессе как «бескомпромиссный рок-альбом».
Следующие два года (2005 и 2006) были посвящены грандиозному концертному туру «Пропавший без вести», приуроченному к 25-летнему юбилею группы. За это время группа «ДДТ» смогла не только выступить с концертами в 40 городах России, в Израиле, странах Европы, США и Канаде, но и записать новый альбом: «Прекрасная любовь» вышла в свет в апреле 2007 года. Возвращаясь, казалось бы, к самым истокам своего творчества - к русскому року в привычном его понимании – Шевчук и сотоварищи бросают вызов как любителям авторской песни под электрическую гитару, так и целому жанру, именуемому «русским шансоном».
[youtube]http://www.youtube.com/watch?v=_O0m4PdQz8M[/youtube]