Андрей Резниченко
Несколько простых слов о БАКе
Большой адронный коллайдер не способен уничтожить Землю, заявили вчера оптимисты после первого пуска БАКа. Подождать немного попросили их скептики, отметившие, что аппарат заработал пока что не в полную силу. Масла в огонь подлили ученые, путающиеся в показаниях предполагаемой мощности столкновения разогнанных практически до скорости света пучков элементарных частиц – одному пришло на ум сравнение с лобовым ударом двух комаров, другому – двух железнодорожных составов. Согласитесь, разница существенная.
В итоге, интернет и СМИ пестрят заголовками типа «всем наступит БАК», а народ под шутливыми вопросами об ускорителе прячет волнение – «а вдруг все-таки чего может случиться?» Апокалиптические глупости в адрес БАКа смешат. Особенно религиозным могу напомнить, что в Библии, как и в Коране, нет ни слова о том, что чудовище, способное пожрать человечество, выйдет из даже отдаленного похожего на адронный коллайдер, устройства.
Страсти вокруг БАКа еще раз убедили меня, что страх перед неизвестным сокрыт в природе человека, так же, как и желание «дать по голове» тем, кто повинен в появлении этого неизвестного. Угрозы в адрес ученых от законопослушных и мирных европейцев яркий пример проявления этой фобии. Как от нее избавиться, и нужно ли – вечный вопрос. Я вижу в этом страхе инстинкт самосохранения, но его проявления все-таки нужно ограничивать. А то ведь действительно, могут и «красного петуха» пустить.
Одно приятно, такое внимание человечество не уделяло еще ни одному научному событию в XXI веке. Многие стали читать научно-популярную литературу, пытаясь понять – будет ли жизнь после БАКа. Смею заверить – и с БАКом и после него жизнь будет. И может быть станет даже чуточку понятнее, потому что открытия, которые надеется получить научное сообщество с помощью самого мощного в истории ускорителя элементарных частиц, позволят обрести уверенность в том, что мы имеем правильные представления о возникновении и существовании Вселенной.
Зачем это нужно, спросите вы? Да хотя бы для удовлетворения любопытства, этого естественного свойства разума. Всякий, осознающий себя, пытается познать и окружающий его мир. Если человечество намерено существовать столько, сколько живет Вселенная, - то законы ее устройства должны быть изучены и поняты. В ином случаем мы рискуем протянуть не дольше нами же истощаемых ресурсов собственной планеты. Еще одну задачу перед человечеством озвучил всемирно известный британский физик и популяризатор науки Стивен Хокинг, предсказавший, что вскоре человеку придется вместо Земли искать новый дом для жизни. Планете угрожает настолько много внезапных опасностей, что уничтожение ее может оказаться крайне неожиданным. К словам одного из величайших физиков стоит прислушаться.
Я сильно сомневаюсь, что результаты экспериментов на ускорителе возможно будет применить в бытовом смысле слова. По крайней мере, очень надеюсь, что с их помощью не будет создано новое оружие. Но бесценные знания, жизненно необходимые, к примеру, для экспансии на другие планеты, мы, скорее всего, сможем получить. Конечно, это чересчур смелое утверждение, но запуск БАКа подталкивает к подобным фантазиям.
Книга тайн Вселенной необозримо огромна. Почти как Книга песка у Борхеса. Это сегодня БАК видится нам грандиозным проектом, а завтра его результаты будут складированы на маленькую полку истории науки.
Есть еще одна сторона запуска ускорителя. БАК, на мой взгляд, в очередной раз поставил вопрос ограниченности познания. Подошли ли мы к пределу своих возможностей познать Вселенную? Готовы ли мы к осознанию того факта, что можем так и не прикоснуться к истинной истории времени? Я сомневаюсь, потому что уверен - конечность знания всегда коррелятивна конечности знающего. И не здесь ли предел способности человека знать?
Звучат голоса, что если бозон Хиггса, гипотетическая частица, которая отвечает за массу всех элементарных частиц, не будет найден в ходе экспериментов, то придется пересмотреть все теоретические представления о Большом взрыве и устройстве Вселенной. Тот же Хокинг заключил пари на 100 долларов, что эксперименты на коллайдере не позволят ученым обнаружить бозон Хиггса.Утешает меня одно – до конца истории еще далеко. Не найдем бозон Хиггса, откроем «мазон Гуккса» или что-нибудь еще, не менее захватывающее.
Человечество ждет множество величайших научных открытий, часть из которых могу застать и я. Благодаря Большому адронному коллайдеру. Пока буду жить.