-> ->

Нескучный Форум oбщения - Мы Все Из Разных Уголков Планеты.

Объявление

Радио
Eсли вам есть, что рассказать о том месте, где вы живете, или желаете узнать о других городах и странах, или просто любите приятное непринужденное общение, то здесь вам всегда будут рады...)
Уважаемые пользователи. Наш форум переехал на новое место жительства. Приглашаем вас в наш новый дом) Все подробности в теме "Переезд форума" в категории Начало.

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



монастыри России

Сообщений 1 страница 10 из 10

1

Новодевичий женский монастырь был основан в XVI веке на Девичьем поле (иначе именовавшемся Самсоновым лугом). В 1523г. было выдано из великокняжеской казны 230 килограммов серебра  на устройство нового монастыря, построить который еще за 9 лет до того дал обет московский князь Василий III, если удастся взять Смоленск, отвоеванный у Московского княжества литовцами. Смоленск действительно был взят, а место для монастыря было выбрано не простое – с этого поля икона Божией Матери Одигитрии Смоленской была отправлена из Москвы обратно в Смоленск. Название Девичьего поле получило оттого, что, по преданию, во времена татаро-монгольских нашествий баскаки отбирали здесь русских девушек, которым предстояло отправиться в Орду.
http://s61.radikal.ru/i174/0901/9b/a5fd2eefb17b.jpg
Склон, на котором был поставлен монастырь, вел вниз от города к Лужникам. Изначально стены и башни монастыря были деревянными, но высокими и очень красивыми. Ворота были только южные, северные ворота были построены позже.

Главный собор монастыря – в честь Смоленской Иконы Божией Матери – был возведен в 1524-1525гг. и закончен к престольному празднику (28 июля). По некоторым данным, его приписывают работе Алевиза Нового, но другие исследователи полагают, что строил его зодчий Нестор, погибший при строительстве.
http://s52.radikal.ru/i135/0901/22/220693e0cbfa.jpg
История Новодевичьего монастыря связана с именами Бориса Годунова и его сестры Ирины Федоровны, которые до избрания Годунова на царствование оставались здесь. Ирина Годунова постриглась в монахини под именем Александры и жила в каменных палатах с надстроенным над ними деревянным теремом. В конце XVI века при Борисе Годунове были выстроены каменные стены и 12 башен. Они были сделаны по образцу кремлевских; угловые башни – круглые, в стенах – квадратные. Верха их были украшены зубцами. Увы, эти красивые башни не смогли защитить монастырь от разорения в Смутное время – ставшая крепостью обитель несколько раз переходила из рук в руки и наконец была сожжена паном Гонсевским.

Новый расцвет монастыря начался с воцарением Романовых. Уже после вступления на престол Михаила Федоровича монастырь был восстановлен и вновь стал действующим, а при Алексее Михайловиче и Федоре Алексеевиче он был превращен в царское богомолье. В дар Новодевичьему монастырю от монархов были переданы многочисленные вотчины и драгоценности.
http://s44.radikal.ru/i105/0901/86/f108bef0f0f5.jpg
При царевне Софье Алексеевне здесь развернулось новое грандиозное строительство. Практически весь ансамбль монастыря, за исключением старого собора, стен и Ирининых палат, выполнен в новом для того времени стиле московского барокко. За очень короткое время появились высокая колокольня (приписываемая зодчему Якову Бухвостову),  надвратные церкви на северных и южных воротах, трапезная палата с Успенским храмом, а также два жилых корпуса для сестер Софьи – царевен Марии и Екатерины. Царевна Софья после прихода к власти Петра I была в 1689г. заключена в Новодевичьем монастыре и пострижена в 1698г. под именем Сусанны. Она прожила здесь до 1704г. Софья – не единственная знатная узница этого монастыря. Сюда же из Суздаля при Петре II перевели ЕвдокиюНадвратная церковь над южными воротами Лопухину, первую жену Петра I. Вообще монастырь был «знатным» – послушницы и монахини его были все из дворянских богатых семей, и при поступлении сюда жертвовали свои богатства в монастырь.

В 1724г. при монастыре был открыт приют для девочек-подкидышей на 250 человек. Девочек обучали плетению голландских кружев мастерицы, выписанные Петром I из Брабанта.

При захвате монастыря войсками Наполеона в нем была устроена батарея, но сожжен монастырь не был – когда французы подожгли его и ушли, монахини во главе с казначеей Саррой успели загасить не разгоревшийся огонь. Часть сокровищ успели вывезти в Вологду и спасти от расхищения.
http://s51.radikal.ru/i133/0901/99/80580a4013f7.jpg
Очень примечателен некрополь Новодевичьего монастыря. У апсид Смоленского собора сохранилась могила первой здешней игуменьи Елены (ум. 18 ноября 1548г.), в самом соборе похоронены женщиныНадгробие в некрополе царской фамилии. В старой части некрополя, расположенной между храмами, лежат рядом ученые, писатели, поэты, просто члены знатных семей. Среди похороненных встречаются такие громкие имена, как А.П.Чехов, С.М.Соловьев, Д.В.Давыдов, А.С.Уваров (археолог), Одоевские, Волконские и др. В 1898-1904гг. было принято решение расширить кладбище, и новая часть, вынесенная за пределы монастыря, была обнесена оградой по проекту архитектора И.П.Машкова. Сейчас там находятся могилы множества видных советских деятелей. Старое же кладбище в советское время сильно пострадало: были ликвидированы многие могилы, за исключением писательских и деятелей науки и культуры.

В 1922г. монастырь был закрыт, и новые хозяева начали с того, что открыли в нем «Музей раскрепощения женщины». В 1926г. его преобразовали в Историко-бытовой и художественный музей (филиал ГИМа). Часть зданий отдали под немузейные нужды: в кельях разместили ясли, общежитие Наркомпроса, прачечные, в трапезной Хозяйственная постройкаустроили гимнастический зал. С 1939 по 1984 гг. в монастыре жил и работал знаменитый историк-реставратор П.Д.Барановский. В 1992г. здесь была установлена мемориальная доска с его именем. В 1994г. монастырь снова стал действующим. Это единственный в Москве монастырь, подчиняющийся не непосредственно Патриарху, а Митрополиту Крутицкому и Коломенскому. Монастырской общине были переданы не все здания – часть их осталась в ведении музея, в том числе древний Смоленский собор, ровесник монастыря.

+4

2

Чудов монастырь
Один из самых древних московских монастырей, Чудов, был основан свт. Алексием, митрополитом Московским, в 1365 году в память о чудесном исцелении от слепоты Тайдулы (Тайболы), жены хана Золотой Орды Джанибека. Молитвами святителя Алексия Тайдула прозрела и в благодарность подарила Алексию двор ханских наместников, располагавшийся в Московском Кремле.

На месте этого двора Алексий и основал монастырь. Начало ему положила каменная церковь во имя Чуда Архистратига Михаила, заложенная в сентябре 1365 года — один из самых ранних каменных храмов в Москве (по другим данным, этот храм был деревянным, а первый каменный храм Чудова монастыря сооружен в 1404 году).

В Чудовом монастыре был погребен его основатель — св. митрополит Алексий. Его мощи покоились в соборе во имя Чуда Архистратига Михаила, а в 1686 году их перенесли в специально построенную в монастыре церковь во имя св. Алексия митрополита.

На протяжении многих лет Чудов монастырь играл видную роль в русской истории. В 1382 году монастырь был разорен войсками Тохтамыша. В 1441 году здесь был заключен низложенный митрополит Московский Исидор, вернувшийся с Флорентийского собора, на котором он и представители Русской Православной Церкви согласились с введением унии на Руси. Это, однако, одобрения в Москве не вызвало, и Исидор был низложен и заточен в Чудовом монастыре. Но Исидору удалось бежать из заключения.

В 1504 году в Чудовом монастыре находился в заточении выдающийся просветитель, борец с ересями митрополит Новгородский Геронтий, лишенный сана. В 1515 году такая же участь постигла старца Вассиана Косого (Патрикеева). По преданию, иноком Чудова монастыря был самозванец Григорий Отрепьев (этот факт, пожалуй, следует считать легендарным). В 1610 году в Чудовом монастыре был насильно пострижен в монахи свергнутый царь Василий IV Шуйский. Спустя два года в келье Чудова монастыря погиб от голода Патриарх Гермоген, ввергнутый в узилище поляками.

Своего расцвета Чудов монастырь достиг в начале XVII века, когда его называли Великой лаврой. При Патриархе Филарете здесь было открыто греко-латинское училище. В 1666 году в Чудовом монастыре собором патриархов и епископов был низложен знаменитый Патриарх Московский Никон.

В 1771 году, во время чумного бунта в Москве, монастырь был разграблен москвичами. Во время Отечественной войны 1812 года, когда Москва была захвачена французами, Чудов монастырь сильно пострадал. Здесь находился штаб Наполеона. Мощи свт. Алексия были осквернены и выброшены из раки, а в алтаре собора во имя Чуда Архистратига Михаила была устроена спальня маршала Даву.

В Чудовом монастыре находились гробницы многих исторических деятелей. Здесь были похоронены митрополиты Московские Феодосии и Афанасий, последний казанский царь Едигей, во святом крещении Симеон (ум. в 1565 году), известный церковный деятель XVII века Епифаний Славинецкий — «муж многоученый, аще кто ни таков во времени сем, не только грамматики и риторики, но и философии и самыя теологии известный бысть испытатель и искуснейший разсудитель, и опасный протолковник еллинскаго, славянскаго и польскаго языков». В монастыре были похоронены представители многих княжеских и боярских фамилий: сват царя Алексея Михайловича боярин И.И. Морозов, князья Трубецкие, Хованские, Оболенские, Куракины, Щербатовы.

В ризнице монастыря хранились богатые вклады московских царей, великих князей и бояр, а библиотека монастыря, в которой имелось множество древних редких книг, являлась одним из самых значительных книгохранилищ России.

В монастыре были четыре храма. Собор Чуда Михаила Архангела был построен в 1501 году на месте разобранного древнего храма. Алексеевская каменная церковь, возведенная в 1483 году, несколько раз горела и перестраивалась. В ней на протяжении столетий неизменно совершалось крещение царских детей. Здесь крестились дети Ивана Грозного, в 1629 году здесь был крещен будущий царь Алексей Михайлович, в 1672 году — Петр I, в 1818 году — император Александр II. Стены церкви украшали трофеи русских войск, захваченные во время русско-персидской войны 1826 года.

В Алексеевской церкви покоились мощи св. митрополита Алексия. Рядом с гробницей свт. Алексия хранилось его облачение, по преданию, подаренное ханшей Тайдулой. В 1905 году в подклете Алексеевской церкви был похоронен великий князь Сергей Александрович, убитый террористом Каляевым. Останки великого князя были случайно обнаружены во время земляных работ в 1985 году, спустя десять лет их перенесли в фамильную усыпальницу Романовых в Новоспасском монастыре.

К Алексеевской церкви примыкал храм Благовещения, построенный в 1501 году и перестроенный в 1826 году. В Благовещенской церкви хранилась местночтимая икона свт. Николая Чудотворца. Четвертая, небольшая, монастырская церковь была посвящена св. апостолу Андрею Первозванному.

Чудов монастырь был разрушен в 1930 году. Соборный храм в честь Чуда архистратига Михаила в Хонех был разрушен в ночь на 17 декабря 1929 г. — потребовалось место для размещения военной школы, где проходили обучение кремлевские курсанты.

Об этом сохранилось свидетельство современников, сотрудников Центральных государственных реставрационных мастерских, командированных в Московский Кремль: явившись 17 декабря 1929 г. на работу, они «нашли храм взорванным и представляющим кучу строительного мусора». Оставленные на подмостях две фрески XVI в., аккуратно снятые реставраторами со стен накануне, были также уничтожены.

+3

3

Вознесенский Печерский мужской монастырь
«Если когда-нибудь придется вам быть в Нижнем Новгороде, сходите поклониться Печерскому монастырю. Вы его от души полюбите… Он всё видел на своем веку: и междоусобия, и татарские набеги, и польские сабли, и боярскую спесь, и царское величие. Он видел древнюю Русь; он видит Русь настоящую, и по-прежнему тихо сзывает он православных к молитве, по-прежнему мерно и заунывно звонит в свои колокола.

Поверьте мне: если вы будете в Нижнем Новгороде, сходите помолиться в Печерский монастырь…»

Граф В. Соллогуб
Из повести «Тарантас»
http://i052.radikal.ru/0901/b1/4d3d03a231ae.jpg
Нижегородский Вознесенский Печерский мужской монастырь, расположенный на крутом правом берегу Волги, в полугоре, примерно в трех километрах от Нижегородского кремля, вниз по течению реки, — одна из древнейших обителей Нижегородской земли.

На рубеже 20-30-х годов XIV столетия сюда, на волжские берега, прибыл монах Киево-Печерского монастыря Дионисий — впоследствии Суздальско-Нижегородский архипастырь, крупнейший исторический деятель своего времени. Прибытие его в Нижний Новгород с целью основания монастыря, подвижническая жизнь и деяния способствовали, в конечном итоге, развитию и духовному становлению русских земель.
http://s50.radikal.ru/i130/0901/3f/4c8df0453188.jpg
О детстве и юности святителя Дионисия известно немногое. Он родился около 1300 года в киевских пределах. Мирское имя его, нареченное при крещении, было Давид — так полагают историки, опираясь на данные древнего синодика Нижегородского Печерского монастыря. Обучившись грамоте, с молодых лет Дионисий решил посвятить свою жизнь служению Богу. Опыт монашеского жития он проходил в Киево-Печерской обители, где и был пострижен в монашество и принял священнический сан.

Древнейший период истории Нижегородского Вознесенского Печерского монастыря освещен крайне скупо. Общепринятыми в исторической литературе датами основания Печерской обители считают 1328 или 1330 год, однако документальные сведения по этому поводу отсутствуют. Источниками, из которых можно составить представление о хронологии событий столь далеких времен, монастырском уставе этой обители и быте ее насельников, являются агиографические памятники: три жития учеников и последователей святителя Дионисия — святых преподобных Евфимия Суздальского и Макария Желтоводского и Унженского, а также святой Вассы Нижегородской. Из сведений, приведенных в этой житийной литературе, известно, что к 30-м годам XIV столетия Нижегородский Печерский монастырь уже существовал.

Монах Дионисий, будущий святитель, воспитанный на примере великих подвижников Киево-Печерских — преподобных Антония и Феодосия, решился, вероятно, с несколькими иноками, на дальнее путешествие, чтобы продолжить дело иноческого подвижничества. К тому времени порядок строгого монашеского общежития в Киево-Печерском монастыре стал нарушаться и, по свидетельству исторических хроник, вовсе угас на протяжении XII-XIII веков. Процесс этот начался уже вскоре после кончины прп. Феодосия в 1074 году.

Дионисий, получивший благословение духовного отца, отправился в путь, взяв с собою святой образ — список с Печерской Нерукотворенной иконы Божией Матери, явившейся на стене Великой Успенской церкви в Киево-Печерском монастыре в 1085 году (по другим источникам, в 1105 году). Чудотворный образ Богородицы с предстоящими преподобными Антонием и Феодосием стал главной святыней не только нового Нижегородского Печерского монастыря, но и на сотни лет — святыней Нижнего Новгорода. Обители же, основанной Дионисием, суждено было сыграть выдающуюся роль в духовной, политической, хозяйственной и культурной жизни Поволжья и всего Русского государства.

На крутом берегу Волги, в плотных известняковых породах склона будущий игумен Дионисий, по примеру древних насельников Киево-Печерской Лавры, ископал себе первую пещеру, где проводил время в молитве и посте. «В трех поприщах от города, при брезе Волги, Дионисий в Нижнем Новеграде ископа пещеру, идеже трудолюбиво подвизася, и монастырь честен состави, зовомый Печерский монастырь», — повествует Степенная книга. Молва о подвижнике быстро распространилась по окрестностям, и вскоре к нему стала собираться братия — из желавших так же, как и он, полностью посвятить свою жизнь Богу. Однако растущему числу монахов вскоре стало тесно в пещерах. И новые пещеры не могли вместить всех желающих. К тому же, жизнь в сырой каменной или земляной келье не каждому под силу: пещерничество на Руси всегда считалось уделом немногих аскетов. Итак, выше по склону, на уступе горы началось строительство деревянного монастыря, в основании которого поставлена была деревянная церковь во имя Вознесения Господня.

Посвященный великому празднику — Вознесения Господня — первый возведенный храм и дал главное имя обители. Название же «Печерский» монастырь получил в память о первых пещерах («печерах»), ископанных здесь. Рядом с новым храмом выросли кельи, хозяйственные постройки, звонница. Число братии всё увеличивалось. Дионисий стал первым настоятелем монастыря, сначала в сане игумена, а затем — архимандрита.

Будучи наставником в истинах христианской веры, игумен Дионисий учил братию высоким правилам благочестия, монашеского жития, подвижничества. Он наставлял собственным примером особенно строгой иноческой жизни, приготовляя учеников к устроению новых обителей в будущем. Двое юношей, уроженцев Нижнего Новгорода — Евфимий и Макарий (это их имена в монашеском сане), в разное время пришли в Печерский монастырь, были приняты под духовное водительство настоятеля и стали одними из избранных учеников свт. Дионисия. Евфимий, едва достигший четырнадцатилетнего возраста, твердо нес все послушания, повинуясь настоятелю, трудясь и благоговейно служа Богу. Макарий, родом из благочестивой богатой семьи, желая удалиться суеты мирской, двенадцатилетним отроком ушел от родителей — тайно, поменявшись одеждой с нищим. Придя в обитель Печерскую с духом глубокого смирения, отрок умолил архимандрита Дионисия принять его в число братии: «Будь ко мне милостив, причти мя, отче, ко святому избранному тобою стаду»…

+4

4

прекрасная тема. бесконечная. как сама россия. респект!
отпишусь обязательно... сам в свое время отдал должное.

0

5

Спасо-Преображенский Соловецкий ставропигиальный мужской монастырь
Соловецкий монастырь, зодчий Трифон.
http://s57.radikal.ru/i158/0901/c8/b0a4e11737be.jpg
Соловецкий монастырь, основанный в первой половине XV в., подобно Кирилову-Белозерскому монастырю был центром хозяйственной и культурной колонизации необжитых и малонаселенных окраин Русского государства. Расположенный на одном из островов Белого моря, монастырь приобрел особенно важное торговое и стратегическое значение во второй половине  XVI в., когда был открыт морской путь для торговых сношений  с европейскими странами через Белое море.

    Во второй половине XVI в. деревянные постройки и укрепления монастыря постепенно заменяются каменными. В 1552-1557 гг. строится каменная Успенская церковь с примыкающей к ней одностолпной трапезной палатой, по своей площади близкой к Грановитой палате Московского Кремля (площадь зала 475 м2, диаметр круглого столба в центре палаты 4 м.)
http://s50.radikal.ru/i127/0901/19/b304caa85555.jpg
    Двухстолпный в плане Преображенский собор (1558-1566 гг.) поставлен на высоком подклете, его массивный кубический объем с четырьмя башнями-приделами по углам и восьмигранным барабаном центральной главы господствовал в общей застройке монастыря. Стены соборы, толщина которых достигает 4 м, выложенны с некоторым откосом наподобие крепостных стен и лишены оконных проемов внизу. В толще южной стены устроена лестница, ведущая в башни пределы, поставленные над сводами основного здания и соединенные между собой галереей. К восточной стене собора пристроены приземистые помещения для алтаря.

    Статичность композиции здания усилена массивными лопатками на фасадах, горизонтальным завершением объемов вместо традиционных закомар, почти полным отсутствием декоративного убранства. Устройство приделов в виде башен с обходной галереей по верху стен собора монументальные, выложенные с откосом, глухие внизу стены здания - все это придавало архитектурному облику собора крепостной характер. Своеобразие архитектурной композиции соловецкого собора трудно объяснить потребностями культового характера; правильнее предположить, что в данном случае большую роль играли соображения военно-оборонительные, так как монастырь в это время не имел еще каменных стен и башен и неоднократно подвергался разбойничъим нападениям морских пиратов из Скандинавии.

    Большим своеобразием отличается также архитектура крепостных сооружений монастыря, выстроенных в 1584-1594 гг. под руководством местного монастырского мастера Трифона. Крепостные стены монастыря, окруженные с двух сторон водным пространством, образуют в плане вытянутый пятиугольник с круглыми башнями по углам. Стены и башни выложены из огромных валунов (до 8 т весом) и гранитных камней, промежутки между которыми заложены кирпичом и залиты известковым раствором. Толщина стен достигает 6 м, высота около 10 м, длинна по периметру состовляет около 1 км. Вдоль стен, с внутренней стороны, устроена боевая площадка-галерея, перекрытая двускатной тесовой кровлей. Предельно лаконичная и несколько архаичная архитектура Соловецкой крепости гармонично сливается с суровой северной природой.
В начале 19 в. в монастыре началось развитие островного хозяйства. Были построены Филипповская церковь, Никольский храм, док, каменные набережные, дамба на Большую Муксалму, шлюзы, каналы, пристани. Некоторые деревянные постройки продолжают служить поныне. Во второй трети 19 в. в обители развилась активная издательская деятельность. Игуменом монастыря Досифеем были изданы Описание Соловецкого монастыря, Соловецкий летописец.

В 1854 в Белое море вошла эскадра английских кораблей (Крымская война 1853–1856 в действительности велась на шести морях). 6 июля эскадра подвергла бомбардировке Соловецкий монастырь, однако убитых и раненых не было, а повреждения оказались незначительными. Переговоры с настоятелем монастыря Александром о мирной сдаче обители также ничего не дали. С тех времен на Соловках хранили образ Богородицы, поврежденный неприятельской гранатой.

После Крымской войны культ основателей монастыря Савватия и Зосимы начал привлекать паломников (до12 тыс. чел. за навигацию), их лики изображались на иконах монастыря. Для паломников были построены гостиницы, курсировали пароходы для сообщения с пристанью. Обитель начала наполняться «некнижными» людьми, приобрела «мужицкий характер», в ней было много рыбаков, солдат, кузнецов, крестьян, говоривших: «Молимся да работаем, а труд, известно, – та же молитва»». Это выражение соловчан вошло в русский фольклор. В это время на Соловках насчитывалось до 49 различных производств. В конце столетия здесь была сооружена система судоходных каналов, соединивших 19 озер Большого Соловецкого острова.

На протяжении всего 19 столетия на Соловки попадали не только по собственному желанию. В монастыре оказывались по предписанию Синода те, кто «уклонялся от православия» (сектанты, сторонники иных религий), «кто творил бытие в небрежении», криминальные элементы, политические революционеры и даже те, кто попал под суд «за неведомую вину». Бежать пытались многие, удавалось это не всем. Охраняли каторжников оштрафованные солдаты, для которых сама служба здесь была наказанием. Официально тюрьма при Соловецком монастыре была закрыта в 1903, но ссылка на острова продолжалась до начала Первой мировой войны, при архимандрите Ионакие.

В 1916 монахи – бывшие солдаты из Порт-Артура, поступившие в монастырь по обету, подняли восстание против архимандрита Ионакия. В газетах эти события прошли под названием «соловецкой свары». В результате ее архимандрит Иоанакий покинул острова. Безвластие в обители было особенно ощутимо также в годы Гражданской войны. Здесь находилась вначале роты английских солдат, далее части сербского и финского корпусов Белой Гвардии.

В 1920 монастырь был ликвидирован Советской властью. Приказ о ликвидации отдал знаменитый северный большевик, герой Гражданской войны, архангелогородец А.Н.Кедров (расстрелян в 1937). Культурные ценности монастыря и большие запасы продовольствия были реквизированы. Последний архимандрит монастыря (Вениамин) был отправлен в ссылку, но прожил недолго: был убит грабителями, искавшими «монастырского золото».

На базе монастыря вначале был создан совхоз, затем, в 1923 власти организовали СЛОН («Соловецкий лагерь особого назначения») для «перековки старого человеческого материала в сознательных строителей социализма». Соловецкий архипелаг с его тюрьмами и лагерями стал частью единой системы Главного управления лагерей (ГУЛАГа), что и дало имя знаменитой книге А.И.Солженицина. До 1929 СЛОН имел 5 отделений на архипелаге.

Уже в 1920-е на Соловках находились 25–30 тыс. заключенных (точных данных нет, поскольку необходимые документы 1923–1939 уничтожены). Значительную часть тогдашнего лагерного населения составляли, как и в 19 в., уголовники. К ним прибавились офицеры, дворяне, интеллигенция, члены оппозиционных большевикам политических партий – анархисты, меньшевики, эсеры). Отдельные категории составляли члены националистических партий и союзов, а также духовенство. В ссылку и тюрьму на Соловки попали тогда многие ученые: филолог В.В.Бахтин, философ П.А.Флоренский, историк, культуровед Д.С.Лихачев и другие). Были там и старые партийцы, работники Коминтерна, эмигранты, деятели культуры и искусства (бывший министр культуры Н.Я.Выгодский, художники (О.Э.Браз, К.Н.Половцев и другие.)

В 1937 лагерь превратился в СТОН («Соловецкую тюрьму особого назначения») для содержания политзаключенных. Абсолютное большинство находившихся там в эти годы составляли осужденные по 58 статье («измена Родине»), в том числе – большевики, занимавшие ранее видные государственные посты. Среди заключенных было немало простых крестьян, сельских священников. Условия содержания были тяжелые, многие погибали за несколько месяцев жизни в монастыре. Погибших погребали в безымянных братских могилах. Точное число заключенных, умерших от голода, болезней, непосильного труда и просто расстрелянных без суда и следствия, до сих пор не установлено. Властные и судебные функции выполняла лагерная администрация.

Лагерь просуществовал до 1939. С этого года на Соловках был размещен ученый отряд Северного флота, а в 1942–1943 – школа юнг Военно-морского флота, ее курсанты воевали на фронтах Великой Отечественной войны. Школа просуществовала до 1957. Соловки в это время продолжали оставаться в ведении Министерства обороны.

В 1967 в монастыре был организован филиал Архангельского краеведческого музея, преобразованный в 1974 в Соловецкий государственный историко-архитектурный и природный музей заповедник.

В 1992 Соловецкий монастырь был включен в «Список всемирного наследия» ЮНЕСКО. В августе 1992 сюда вернули мощи преподобных соловецких чудотворцев. С этого времени 22 августа стало праздноваться всей русской православной церковью как Собор соловецких святых.

В 1993 Соловки были внесены в «Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации». Тогда же была начата работа по возвращению в музей вывезенных из его хранилищ художественных ценностей. Кроме музея, в настоящее время в монастыре функционирует отреставрированная обитель для монахов – «Спасо-Преображенский соловецкий ставропигальный монастырь». Монашеская жизнь возрождается в Савватиеве и в Анзоре рядом с монастырем. Регулярно выпускается «Соловецкий православный календарь».

+2

6

Макарьевский монастырь
http://i024.radikal.ru/0901/53/b71eeb7d0d84.jpg
http://s43.radikal.ru/i102/0901/80/384ff0b21c3e.jpg

Монастырь был основан в 1435 году уроженцем Нижнего Новгорода Макарием, прозванным с того времени Желтоводским, поскольку так стал называться монастырь, построенный на волжских пойменных лугах у Желтого озера. Уже в 1439 году обитель была сожжена и разорена татарами. Макария отвели в плен, но вскоре выпустили на свободу, взяв обещание не возобнавлять монастыря на прежнем месте. Макарий ушел в костромские леса и впоследствии основал другой монастырь на Ужне. Таким образом, история архитектуры монастыря в Макарьеве на Волге начинается только со времени его возобновления в 1620-е года и постройки здесь в 1624 году первой деревянной церкви.

Московское правительство еще с XVI века делало попытки перенести центр волжской торговли в русские земли, но организация ярмарки в Васильсурске - городе построенном Василием III, окончилась неудачей. Только в 1641 году следует указ об учереждении ярмарки у Макарьевского монастыря, которому передавался также сбор торговой пошлины.

Русские монастыри были в древности и культурными и хозяйственными центрами, что давало им возможность играть роль опорных пунктов при заселении края. У стен Макарьевского монастыря встречались суда, плывущие вниз по течению из старорусских земель, с теми, которые тянули бурлаки из устья Волги. Поэтому здесь, на середине Волжского пути, и закрепилась знаменитая Макарьевская ярмарка.

Все основные строения в Макарьевском монастыре были возведены за сравнительно небольшой срок - с 1651 по 1667 года, поэтому он смотрится как единый архитектурный ансамбль. В своем современном виде его территория имеет форму четырехугольника со сторонами около 200 м каждая. Это была мощная крепость регулярной планировки. Строилась она с 1662 по 1667 года и предназначалась для защиты монастыря и ярмарки от народных волнений.

+2

7

Серафи́мо-Диве́евский монасты́рь (Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский монастырь) — женский монастырь
Монастырь возник в половине XVIII века: около 1758 прибыла в Киев богатая рязанская помещица Агафья Семёновна Мельгунова († 13 июня 1789), ставшая насельницей Флоровского монастыря и вскоре начавшая странствовать по России в поисках места для основания новой обители. В 1760 она оказалась, по пути в Саровский монастырь, вблизи Дивеева в деревне Осиновка.

В 1773—1780 она устроила в Дивееве Казанскую церковь с приделами во имя святителя Николая и первомученика архидиакона Стефана.

В 1788 местная помещица Жданова пожертвовала 1300 кв. сажен своей усадебной земли, на которой Мельгунова построила три кельи с общей оградой, где поселилась с тремя послушницами.

В 1789 попечение над общиной взял молодой иеродиакон Серафим, который в 1827 устроил ещё одну, отдельную общину вблизи первой, а в 1829 — двухэтажный каменный храм во имя Рождества Христова.

По преставлении Серафима обе общины были объединены с наименованием Серафимо-Дивеевской.

В 1861 община получила статус монастыря.

Огромный Троицкий собор сооружался с 1848 по 1875.
http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/a/aa/DiveevoChurch.JPG/450px-DiveevoChurch.JPG
К началу ХХ монастырь стал крупным иноческим общежитием: в 1917 в нём проживало по списку 270 монахинь и 1474 послушницы — при численности населения села Дивеева 520 человек.
http://www.alt-tv.ru/HronikaSerafima/images/b_1132848718.jpg
В 1919 монастырь был зарегистрирован как трудовая артель и продолжал действовать. 21 сентября 1927 он был закрыт. Некоторые насельницы рассеялись по округе и пыталась сохранить часть дивеевских святынь. Игуменья Александра (Траковская; † февраль 1942) с частью сестёр впоследствии обосновалась в Муроме, в доме у стен Благовещенского монастыря; затем старшей сестрой стала Анна Ефимовна Баринова (в монашестве — Мария).

Казанская церковь была закрыта в 1937.
Возрождение началось 22 апреля 1989, когда была освящена деревянная церковь в честь Казанской иконы Божией Матери; в апреле 1990 был вновь освящён Троицкий собор.

21 июля 1991 состоялось решение Священного Синода о возобновлении монастыря.

29 июля 1991 в Дивеево торжественно прибыли мощи преподобного Серафима Саровского, вторично обретённые в Санкт-Петербурге в Казанском соборе, бывшем тогда музеем атеизма и религии.

17 ноября 1991 митрополит Нижегородский и Арзамасский Николай (Кутепов) посвятил в сан игуменьи монастыря монахиню Сергию (Конкову), до этого исполнявшую послушание благочинной в Спасо-Преображенской пустыни Рижского монастыря.

13(26) сентября 2000 были обретены мощи преподобных Александры, Марфы и Елены Дивеевских; 9(22) декабря 2000 состоялось их прославление как местночтимых святых Нижегородской епархии.

3 декабря 2008 года архиепископом Нижегородским и Арзамасским Георгием в честь святых Царственных страстотерпцев освящен новый придел Казанской церкви.

Отредактировано Ржевский (2009-01-10 14:51:29)

+2

8

Пафнутьев Боровский монастырь.

http://s40.radikal.ru/i090/0901/24/38edc274b7b6.jpg

Боровский Рождества Богородицы Пафнутьев монастырь, г. Боровск (Калужская обл.).
Найти его не составит большого труда, при подъезде к Боровску повсюду установлены указатели.
Монастырь был основан в 1444 году прп. Пафнутием (1395-1 мая 1477 гг.).
Пафнутий Боровский родился в с. Кудиново, в 4,5 км от Боровска в семье благочестивых родителей
и при крещении был наречён Парфением.
Согласно преданию, дедом святого был татарский чиновник - баскак, принявший Православие.
Достигнув 20 лет, Парфений принял постриг в Высоко - Покровском монастыре, а ещё через 20 стал
игуменом этой обители.
Сооружение деревянной церкви во имя Рождества Пресвятой Богородицы положило основание
новой пустыни Пафнутия, которая очень скоро становится известной и почитаемой в Московии. 33
года прп. Пафнутий обустраивал сей очаг духовности и веры.
В XVI в. Боровский монастырь превращается в сильную пограничную крепость, суровый облик
которой сохраняется до сих пор. В возведении стен и башен участвовал знаменитый зодчий Фёдор
Конь.
В Пафнутьев монастырь до заточения в Пустозёрский острог был сослан Аввакум, а в Боровский
Рождественский девичий монастырь - его покровительницы и ученицы сёстры княгиня Урусова и
боярыня Морозова, здесь они скончались и погребены. Их могилы и память об Аввакуме собрали в
Боровске немало раскольников.
Обитель несколько раз подвергалась разорению: в 1610 году поляками и литовцами во главе с
Тушинским самозванцем; в 1812 - французами; в 1917 году, а так же в 1930-е гг - советской властью.
Воссоздать внешний облик обители удалось благодаря многолетней работе реставраторов. Какое -
то время в монастырском комплексе размещался музей, теперь он всецело принадлежит церкви, здесь
возобновлена монашеская жизнь.
Ансамбль монастыря - красив и гармоничен. Ядро композиции - белокаменный Рождественский собор
(XVI в.), с сохранившимися древними фресками Дионисия. Высотная доминанта ансамбля - колокольня
конца XVII в. И одно из главных украшений - мощные крепостные стены, с шатровами башнями,
машикулями и бойницами.

http://s57.radikal.ru/i158/0901/a6/03ddd04ca138.jpg

http://s47.radikal.ru/i117/0901/3f/f562a395ae33.jpg

http://i059.radikal.ru/0901/95/7bdfab768a2b.jpg

+2

9

Казанский девичий монастырь в Калуге

http://i058.radikal.ru/0901/b9/6d042a5ec939.jpg

http://s58.radikal.ru/i161/0901/c6/353fadb7d472.jpg

http://s55.radikal.ru/i147/0901/df/03923321d15c.jpg

Монастырь возник в г. Калуге вскоре после Смутного времени в начале царствования Михаила Федоровича. В начале XVII в. в него уже назначались игумении. Первое время монастырь не имел своего храма, и его насельницы посещали богослужения в приходском храме в честь Илии Пророка. В 1629 г. к монастырю был приписан деревянный храм в честь святителя Алексия, митрополита Московского.
21 августа 1899 г. состоялась закладка пятиглавого Казанского собора, который был освящен 19 июля 1903 г. Собор построен в византийском стиле, средний купол поддерживался 4 столбами. В нем было 3 престола: центральный в честь Казанской иконы Божией Матери, северный –– Ченстоховской иконы Божией Матери и южный –– преподобного Алексия, человека Божия. Центральный придел имел четырехъярусный иконостас, в западной части собора находились хоры.
Обитель была обнесена каменной оградой с двумя воротами. Внутри монастыря располагались большая каменная колокольня и монастырские постройки: больничный корпус, кельи для игумении и сестер. На месте первого монастырского храма стояла небольшая часовня, где находилась Казанская икона Божией Матери. Другая часовня, принадлежащая монастырю, была у Смоленской заставы (в конце нынешней Смоленской улицы). При обители существовал странноприимный дом.
До 1917 г. монастырь был третьеклассным. Основным занятием монахинь являлось шитье белья, вязание и вышивание золотом. Во время Восточной войны в 1878 г. в монастыре был образован отряд сестер милосердия из 10 послушниц.
В 1918 г. монастырь был закрыт. Чтобы сохранить в нем монашескую жизнь, насельницы монастыря организовали здесь женскую трудовую артель. При артели действовала больница и мастерская по пошиву и ремонту обуви. По состоянию на 28 июля 1922 г., в монастыре проживало и трудилось 118 монахинь и послушниц. В июле 1922 г. решением Ревтрибунала была создана комиссия по ликвидации Казанского монастыря в г. Калуге, монастырское имущество было описано и изъято, и часть его в октябре 1924 г. передана в исторический музей г. Калуги. Группа монахинь была осуждена на срок от 6 месяцев до 1,5 лет, а остальные выселены. 28 июня 1931 г. по статье за «контрреволюционную деятельность» были приговорены к 5 годам исправительно-трудовых лагерей с заменой на высылку в Казахстан духовник обители о. Иоанн Зарецкий, игумения Ангелина (Гуляева) и несколько монахинь бывшего Калужского Казанского монастыря.

+2

10

Крестовоздвиженский (бывш. Зачатьевский) монастырь — женский православный монастырь в Нижнем Новгороде.
http://s61.radikal.ru/i172/0901/e9/0818b221616e.jpg
Основан как Зачатьевский в 70-х годах XIV века Василисой (в иночестве Феодорой) — вдовой Нижегородско-Суздальского князя Андрея Константиновича. Располагался под кремлевским холмом близ волжского берега.

В 1814 году после очередного пожара был перенесён к Казанской заставе (нынешняя Площадь Лядова) и переименован в Крестовоздвиженский. В тот же год были возведены стены монастыря, колокольня со Святыми вратами, две палатки при них, восемь корпусов, вне стен монастыря — гостиный двор. В 1814—1823 годах строится Крестовоздвиженский собор (перестроен в 1848). В 1815 году при одном из корпусов освящена больничная Скорбященская церковь. В 1838 году при монастыре открыто училище для девочек.

До революции ежегодно в субботу Светлой седмицы проходил крестный ход из Оранского монастыря в Крестовоздвиженский с Оранской Владимирской иконой Божией Матери, одной из самых почитаемых в Нижнем Новгороде. Монастырь считался местом прохождения епитимийного искупления для женщин, совершивших преступления против нравственности.

В 1848 году Крестовоздвиженский монастырь был зачислен в I класс с увеличением штата с 30 до 100 человек. В 1906 году в монастыре начала работать живописная школа.

Монастырь упразднён в 1917 году. В советское время в его зданиях располагались склады, жилые помещения, конторы; в соборе размещался завод бритвенных изделий.

+3