Мне часто родители задают такой вопрос, т.к. я-педагог-психолог. Я считаю, что это сугубо индивидуальный вопрос и тут присматриваться надо к каждому ребенку отдельно, как он уже социально готов к этому переходу в новую жизнь. А вот что по этому поводу пишут медики на нашем тюменском сайте.
Не ходите, дети, в школу, подождите еще год
5 июня 2008
Сегодня тем, что шестилетний ребенок может читать и писать, никого не удивишь. Не редкость и воспитанник детского сада, способный рассказать стишок на английском, сложить паззл или провести колобка через дремучий лес в компьютерной игре, ловко управляя мышкой. 30 лет назад среди ребят, пришедших в наш первый класс, читать умели только две девочки, остальные были «чистым листом». Значит ли это, что сегодняшние шестилетки уже готовы к школе?
Школа – это прежде всего организация, где важно уметь подчиняться, выполнять задания учителя, даже если этого совсем не хочется. Это необходимость усвоения большого объема материала и получение всевозможных навыков за короткое время. В классе нужно уметь заниматься общим делом, обладать способностью устанавливать отношения с другими детьми, уметь и постоять за себя, и пойти на компромисс. Чтобы ребенок в школе смог легко адаптироваться, важно не умение читать, а определенный уровень психики, до которого нужно буквально дорасти. Первоклашка должен обладать способностью координировать свое поведение исходя из жизненной необходимости, а не из понятия «хочу – не хочу». Несмотря на модные разговоры об акселерации, у большинства нынешних детей, как показывает практика, этот процесс по-прежнему завершается к семи годам. У ребенка в жизни должен быть достаточно продолжительный период, когда главным делом у него должна быть игра. Причем к детским играм надо относиться серьезно, ведь у игры, особенно коллективной, есть правила, и детям приходится учиться контролировать свои действия исходя из заданных условий. В игре происходит развитие воображения, проигрывание социальных ролей, синтезируются представления о мире, складывается самооценка. И если родители действительно хотят подготовить ребенка к школе, вместо того, чтобы включить очередной мультфильм, научите малыша новой игре.
Оценить, готов ли ваш ребенок к школе, можно, изучив его рисунки. Чем больше в них мелких деталей, чем они гармоничнее (например, руки и ноги у нарисованного человечка не парят в воздухе, а плотно примыкают к телу в положенных местах, не потерялись уши, брови, пальцы на руках, ступни), тем выше общий уровень психического развития. Подавляющее большинство шестилеток психологически не готово к школе. Если их отправить в первый класс в этом возрасте, родителям придется столкнуться с появившейся у детей тревожностью, снижением самооценки. У некоторых первоклашек возникают невротические реакции, психосоматические заболевания, снижается зрение. Здесь уже не до успеваемости. И тестирование, которое проводится перед поступлением в школу, в первую очередь определяет, созрел ли ребенок для школы.
Родители, ответив сами себе на ряд вопросов, могут понять: пора или нет. Присмотритесь, может ли ваш дошколенок классифицировать предметы, объединять их в группы, находить лишнее в ряду? Легко ли ему отвечать на вопросы взрослых, может ли он описать случай, который с ним произошел, составить рассказ по картинке? Понаблюдайте, как он играет, охотно ли вступает в игру с другими детьми, соблюдает ли правила, очередность, умеет ли отстоять свое мнение, а уступить? «Натаскивать» чадо на такое тестирование не стоит. Чтобы ответы вас порадовали, надо постоянно, а не только перед школой расширять кругозор ребенка, обращать его внимание на детали и взаимосвязи, больше разговаривать с ним, а еще больше – слушать.
Ирина ЛИТОВКИНА, специально для 72doctor.ru