В Ростове рабов приютят
17 июля 2008
Единственное на юге России убежище для бывших рабов открылось в Ростовской области. Жертв секс-трафика и трудовой эксплуатации временно помещают в так называемый шелтер, где от них ждут показаний на своих мучителей.
Ежедневно встречая на улице попрошаек, люди проходят мимо, даже не задумываясь о том, что перед ними может быть не жертва жизненных обстоятельств, а самый настоящий раб. И если факты сексуального рабства уже никого не удивляют, то сообщения о похищениях мужчин для превращения их в бесплатную рабочую силу только сейчас стали появляться с пугающей частотой.
Совсем недавно на одной из свалок Ростова сотрудники управления по борьбе с организованной преступностью (УБОП) освободили полсотни граждан Таджикистана.
«Как выяснилось в ходе следствия, 50 мужчин завербовали на высокооплачиваемую работу в России еще в Таджикистане, – рассказывает сотрудник пресс-службы ГУВД по РО Андрей Гончаров, – им показывали фотографии, рассказывали о том, что будут работать на заводе по производству пластиковой тары, а жить в просторном светлом общежитии».
На деле же оказалось: привезли на мусороперерабатывающий завод, поселили в грязном бараке. Рабов, как скот, считали по головам. Хозяева покупали их у вербовщиков по пять тысяч рублей за голову.
Почти у всех таджиков отсутствовало разрешение на работу на территории Российской Федерации, поэтому их проверкой занялась миграционная служба.
Весной тихий Зимовниковский район Ростовской области прогремел на всю страну. Там была проведена операция по задержанию этнической преступной группы, занимавшейся похищением людей. Преступники либо присваивали квартиры и имущество похищенных, либо делали из них рабов. Дело вели московские сыщики. В спецоперации участвовали наши оперативники из МВД России по ЮФО и областного УБОП. Освободить удалось двух насильно удерживаемых граждан РФ, а в результате операции семь членов преступной группировки оказались в следственном изоляторе. Позже в Ремонтненском районе задержали несколько грузовиков, в которых везли полторы сотни узбеков. Азиатам сказали, что они будут работать на полях Краснодарского края, но разрешений на работу у гостей не было и куда их везли на самом деле, узнать не удалось. Милиционеры уверены, что все туда же – в бараки, в нечеловеческие условия и рабский труд.
«Выявить такие преступления крайне сложно, – сетует начальник отдела по борьбе с бандитизмом, преступными сообществами и торговле людьми УБОП областного ГУВД Андрей Мыльцев, – уходят месяцы кропотливой работы: сбор информации, внедрение в преступную группировку и так далее. Люди сами себя загоняют в такие условия. А потом боятся дать показания против организаторов своего похищения и продажи. Нет доказательств – нет преступников. Люди боятся. А шелтер скрывает их от «хозяев». Нам нужно такое заведение».
Что касается секс-рабынь – запугать или обмануть женщину куда проще. Хотя, как считают милиционеры, большинство из них знают, на что идут.
«Любая работа за границей – это дешевая рабсила. 50% девушек верят в то, что они действительно едут работать гувернантками, официантками, а попадают в секс-рабство. Ехать за рубеж на работу надо только в том случае, если ваш знакомый, скажем, герр Ганс, делает вам реальный вызов. Для агентств, которые этим занимаются, главное – переправить девушек через границу, дальнейшая их судьба никого не волнует. Бизнес, – пожимает плечами подполковник Мыльцев, – то же самое происходит и в России, когда к нам приезжают украинки, узбечки и прочие. У них забирают документы... и вот оно – рабство». Опытный милиционер смог припомнить только один положительный пример, когда ростовчанка, опять же по вызову «дяди Ганса», за границей успела поработать няней и окончить Гарвардский университет. Сейчас преподает.
Чтобы жертв реабилитировать физически и морально и создаются шелтеры.
«В России действует международная организация, которая готова приютить таких людей. Недавно с ее представителями встречались донские милиционеры. Вот мы освободили девушек, а что делать с ними дальше? Уже не наша компетенция, но людей-то жалко. Как им помочь? А в шелтере они полностью проходят медобследование с дальнейшим лечением. Кроме физических недугов исцеляют душу. Там работают профессиональные психологи. Где находится это заведение – даже и не спрашивайте. Многих девушек до сих пор разыскивают «хозяева», которых мы еще не успели схватить за руку и посадить за решетку», – говорит Андрей Мыльцев.
Он только добавляет, что анонимность проживания девушек в этом заведении гарантирована.
А тем, кто не знает, как избавиться от оков рабства, рекомендовано звонить по телефонам доверия (московскому и ростовскому): 8-800-333-00-16 – информационно-консультационный центр международной организации по миграции или 8 (863) 296-99-36 – региональный ресурсный центр по профилактике насилия.